Довольно забавно, что люди исследуют океанские глубины и спутники планет, создают чудеса технологии, но собственный мозг по-прежнему остается для них загадкой. Для объяснения таких базовых явлений, как восприятие, сознание и память, ученым приходится использовать квантовые эффекты, принципы построения голографических изображений и прочие сложные теоретические модели.
И это не удивительно. Подсчитано, что в мозгу одного человека больше возможных связей, чем атомов во всей Вселенной. Даже маленький мозг птицы совершает невероятные объемы работы. Чтобы просчитать такую задачу, как посадка птицы на ветку на ветру, самому мощному компьютеру потребовалось бы несколько дней. А птичий мозг делает это постоянно и в считанные мгновения.
Принято сравнивать мозг с телефонным коммутатором или с суперкомпьютером. Но эти сравнения наводят на мысль о чем-то грубом и механическом, а мозг не таков. Это очень живой пластичный и гибкий орган, способный учиться, понимать и оперативно перенастраивать себя в зависимости от наших потребностей.
Хотя наука еще очень далека от осознания всех возможностей мозга, многое нам известно. Мы знаем, что это самая сложная структура на планете, а значит, и в известной нам Вселенной. Мозг направляет и регулирует все функции нашего тела, начиная от сердцебиения, температуры тела, пищеварения и сексуальной активности и заканчивая обучением, памятью и эмоциями. И хотя мы мало знаем о том, как он работает, нам известно достаточно, чтобы во многих случаях понять, почему мы делаем то, что делаем.
Рассказывает исследователь мозга Эндрю Ньюберг: «Мозг может выполнять МИЛЛИОНЫ разных задач, и людям не мешало бы понять, насколько они удивительные существа… Эта невероятная штука, которая находится у нас в голове, не только очень многое делает для нас и помогает нам учиться: она также может изменяться и адаптироваться, помогая нам стать чем-то лучшим, чем мы есть. Мозг помогает нам развиваться.»
Удивительные факты о человеческом мозге
- Мозг работает по меньшей мере в 1000 раз быстрее, чем самый быстрый компьютер в мире.
- В мозге примерно столько же нейронов, сколько звезд в Млечном Пути, — около 100 миллиардов.
- Число синапсов в коре головного мозга — 60 триллионов.
- Участок мозга размером с песчинку содержит 100 000 нейронов и миллиард синапсов.
- Мозг постоянно «включен» — он никогда не выключается и не отдыхает на протяжении всей жизни человека.
- Мозг перенастраивается в течение всей жизни.
Нейроны и нейросети
Мозг состоит приблизительно из 100 миллиардов крошечных нервных клеток, которые называются нейронами. У каждого из нейронов есть от 1000 до 10 000 синапсов, или мест, через которые он может установить связь с другими нейронами. Устанавливая связи между собой, нейроны образуют целые сети. Эти группы интегрированных, то есть связанных между собой нервных клеток называются нейронными сетями, или нейросетями. Несколько упрощая, можно сказать, что каждая нейросеть представляет собой мысль, воспоминание, навык, блок информации и т. д.
Однако эти нейросети не обособлены. Они все взаимосвязаны, и именно их взаимосвязи образуют сложные идеи, воспоминания, эмоции. Например нейросеть, хранящая понятие «яблоко», — это не один простенький комплекс нейронов. Это довольно крупная сеть, соединенная с другими сетями, хранящими такие понятия, как «красный», «фрукт», «круглый», «вкусный» и т. д. Эта нейросеть также соединена со многими другими сетями, поэтому, когда вы видите яблоко, зрительная область коры головного мозга (которая тоже подключена сюда) обращается к этой сети, чтобы дать вам образ яблока.
У каждого есть собственная коллекция переживаний и навыков, представленная в нейросетях его мозга. Говорит доктор Джо Диспенза: «В какой семье вы росли, сколько у вас было братьев и сестер, где вы учились, какую религию исповедовали ваши близкие, к какой культуре они принадлежали, где вы жили, любили вас и поощряли в детстве или били и обижали — все это сказалось на формировании нейросетей вашего мозга».
Далее доктор Диспенза говорит, что все эти факторы формируют на уровне нейронов ткань нашего восприятия и мироощущения и в ответ на стимулы из окружающего мира «включаются те или иные зоны нейросетей, вызывая определенные химические процессы в мозгу». Эти химические процессы, в свою очередь, влекут за собой соответствующие эмоциональные реакции, окрашивают восприятие, обусловливают отношение к людям и событиям нашей жизни.
Как формируется привычка
Фундаментальное правило нейронауки: нервы, используемые вместе, соединяются. Стоит сделать что-то один раз, и разрозненная группа нейронов образует сеть, но если вы не повторите это действие, то не «протопчете тропинку» в мозгу. Когда вы совершаете действие снова и снова, связь между нервными клетками укрепляется и «включить» эту нейросеть становится все проще.
Если вы то и дело нажимаете кнопку, включающую ту или иную нейросеть, соответствующее поведение превращается в устойчивую привычку. Чем чаще используется сеть, тем прочнее она становится и тем проще получить к ней доступ, — так протаптывается тропинка в высокой траве. Этот процесс может быть полезным (мы называем это обучением), но он же может привести к приобретению нежелательной привычки, от которой трудно избавиться.
К счастью, возможен и обратный процесс: нервы, не используемые вместе, разъединяются. Устойчивые связи ослабляются. Всякий раз, когда мы прекращаем или предотвращаем действие или ментальный процесс, оформленный в нейросеть, соединенные между собой нервные клетки и группы клеток ослабляют свою связь. В качестве иллюстрации доктор Диспенза приводит известную многим из нас жизненную модель. Вы заканчиваете институт и прощаетесь с соседом по общежитию, с которым у вас было так много общего. Вы договариваетесь посылать друг другу открытки хотя бы раз в месяц, чтобы сохранить свою дружбу и не терять друг друга из вида. Однако со временем открытки приходят только на Рождество, связь между друзьями ослабевает и гаснет совсем.
Это точное отражение процессов, происходящих в мозгу. Вы вспоминаете о своем друге все меньше, и связи в нейросетях ослабевают, пока не исчезнут совсем. При этом происходит вот что: тончайшие дендриты, отходящие от каждого нейрона и связывающие его с другими нейронами, отсоединяются от одних нервных клеток и освобождаются для связи с другими. Таким образом, старые сети ослабевают, высвобождая потенциал для формирования новых.
«Когда в процессе обучения мы повторяем что-то снова и снова, повторение делает обучение простым и непроизвольным. Действие становится привычным. Оно становится простым для нас. Оно становится естественным, и мы можем выполнять его бессознательно.» — Джо Диспенза
Нейропластичность
Персонаж Билла Мюррея, главный герой фильма «День сурка», в конце концов изменяет свое поведение, что и позволяет ему выбраться из временной петли. Такая возможность есть у каждого из нас. Вполне можно разорвать устоявшиеся нейронные связи, покончить с привычками и обрести свободу. Ключ — в природной способности мозга устанавливать новые связи. «Нейропластичность» — это термин, обозначающий способность мозга создавать новые связи (иными словами, способность нейронов соединяться с другими нейронами).
Мозг любит неожиданности. Благодаря неожиданностям усиливается его нейропластичность. И несложно понять почему: представьте себе, что вы идете по джунглям, и вдруг из чащи выскакивает тетушка Рози в обтягивающем трико.
Не ожидали, да? Ваш мозг должен сразу же включиться на полную мощность, чтобы сообразить, что делать в такой ситуации. Необходимо мгновенно установить нейронные связи, отражающие все возможные решения, и выбрать одно из них. Необходимо обрабатывать информацию очень быстро — иначе не выживешь. Смех также увеличивает нейропластичность. А поскольку нейропластичность — главное условие обучения, смех способствует учебе.
Если раньше считалось, что с наступлением зрелости мозг уже достаточно жестко настроен для выполнения жизненных задач, последние исследования показывают, что мозг не только очень пластичен и податлив даже в старости, но в нем даже создаются новые клетки. Объясняет доктор Дэниэл Монти: «Хорошая новость состоит в том, что у нас есть огромный потенциал изменения своих поведенческих моделей. Этот потенциал изменений в нашей нервной системе и психологии просто колоссален. На самом деле, если вы выслушали и запомнили то, что я сказал, то ваша психология уже изменилась! Новая информация закодировалась в мозгу и ваша генетическая структура изменилась. И если прежде считалось, что нервная система — очень косная структура, мало способная к изменениям, то теперь мы знаем, что на многих уровнях это не так. Нервная система обладает очень большой пластичностью, что по существу означает способность меняться.»
Считать, что наш рост прекращается с выходом из подросткового возраста, — это, с точки зрения Джона Хагелина, «варварский взгляд на потенциал человека»:
«Я могу привести результаты сотен исследований, подтверждающие, что систематическая работа над упорядочиванием работы мозга исключительно благотворно сказывается на здоровье и душевном состоянии человека. В моменты, когда мы ощущаем внутреннее единство, мозг работает согласованно («когерентно»), а такая работа мозга, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня интеллекта (IQ), активизацию творческих способностей, рост академической успеваемости, усиливает способность к нравственным суждениям, психологическую стабильность, эмоциональную зрелость, обостряет реакцию и внимание. Все полезные функции мозга усиливаются, когда он работает упорядоченно.
А упорядоченность работы мозга можно систематически развивать и поддерживать — причем в любом возрасте, а не только до шестнадцати лет, тогда как прежде считалось, что после этого возраста уровень интеллекта начинает неуклонно падать. «С этого возраста начинается деградация», — полагали прежде. Но это не так. Это варварский взгляд на потенциал человека. Мы задуманы, сконструированы и созданы таким образом, чтобы наш творческий и интеллектуальный потенциал развивался всю жизнь.»
Из книги “Что мы вообще знаем? (What The Bleep Do We Know?)”